ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. КАКИЕ ОНИ?

Материал подготовлен

Н.Г. Проскуряковой,

учителем-логопедом

Современный ребенок к 4,5–5 годам овладевает всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.

Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Недоразвитие речи может проявляться по-разному: от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, ав, ту-ту) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.

Самый низкий уровень речевого развития у таких малышей – 1-й. Самый высокий – 3-й. Охарактеризуем речь детей с 3-м уровнем. У таких детей в 5-летнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5–3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:

– частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд затылок, виски, грива, вымя и т. п.);

– глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует – все выражается словом «ест»);

– приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т. п.);

– антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый,
глубокий – мелкий, густой – жидкий и т. п.);

– относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, грушевый, земляничный и т. п.).

В грамматическом строе распространены ошибки:

– в употреблении предлогов В, К, С (СО), ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, НАД (дети говорят: «Платок лежит кармане», «Мама взяла книгу от полки», «Мальчик подошёл шкафу», «Кошка вылезла под кровати» и т.п.);

– согласовании различных частей речи (дети говорят так: «Подошёл к два коня», «Заботился о ёжика», «Наблюдали за обезьяны»);

– построении предложений (дети строят предложения так: «Шёл Петя грибы лес собирать», «Почему что ёжик кололся, почему что девочка и плачет»).

Особенности звукопроизношения:

– неверно произносят 10–20 звуков: не различают на слух и в произношении близкие по звучанию мягкие–твердые, звонкие–глухие, а также звуки С–Ш, 3–Ж, ТЬ–Ч, СЬ–Щ, Л–Р и т. п.;

– искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов (водопроводчик–датавотик, фотография–атагафия, магнитофон–матафон, воспитательница–питатифа);

– не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, некоторые звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток, бык-бак-бок, па-ба-па, та-кта, фта-кта, та-тя).

Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированностъ процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

– нарушены внимание и память;

– нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;

– недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

 Эти нарушения проявляется у детей в следующем:

- дети трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовывать и оно сохраняется в течение длительного времени. Или, например, ребенок значительно легче воспроизводит названия шести-восьми подарков на день рождения, чем четырех-пяти спрятанных на занятии игрушек.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Артикуляция всех звуков речи и происходит тогда, когда перечисленные подвижные органы образуют смычки и щели между собой или с неподвижными органами – небом и зубами. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.

У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие 5-летние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. п.

 Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием речи несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например: «Зимой дома тепло, тому (потому) что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше».

Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией и иногда трудно бывает определить, что является причиной, а что следствием, что первично, а что вторично. В частности, это касается словесно-логического мышления и внимания.

В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудно управляемы), а иные, наоборот – вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек воспитателем). Встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней агрессивности либо ранимости, обидчивости. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Телефон доверия

ГУ МВД России

по Алтайскому краю

128

(звонок по России бесплатный)